Сайт социального педагога

ГБОУ СОШ № 1285 г. Москвы

Спивак Людмилы Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Почему дети лгут? (советы родителям и педагогам)
Почему дети лгут?

Причины лжи: от стремления избежать наказания от стремления добыть нечто, чего иначе не получишь, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, страх унижения, ложь с целью защиты товарищей. Умолчание правды, как и вранье – просто различные способы лжи. Жульничество – один из видов лжи.

   Ложь и хвастовство: ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь;  Ложь ради проверки собственной силы (введение в заблуждение).

          В большинстве случаев ложь наносит ущерб, но бывают и исключения   (бывает, что, только солгав, можно отвести беду от другого человека).

 Иногда сказать правду невежливо или жестоко. Ябедничество и  донос часто побуждаются не самыми благородными мотивами. Откровенность может быть грубой.

                                       Почему дети лгут больше, чем другие?

           Чем отличаются солгавшие дети от честных? В исследовании измерялись 24  различных признака  неблагополучия – от нарушения поведения до низкого материального уровня. Дети с высоким IQ лгут намного реже детей   с IQ ниже среднего. Видимо оттого, что одаренные дети в большей степени способны предвидеть неприятности связанные с разоблачением обмана.

    Еще одно объяснение связи интеллекта с честностью: одаренные дети просто тоньше жульничают и умнее лгут. Их труднее уличить во лжи.

   Итак, не следует считать высокий интеллект гарантией честности. Если у ребенка способности ближе к средним, в школе у него возникает больше искушений, в особенности при условии, что от него требуют высоких оценок и успехов не всегда доступных ему, то предпосылок списывать или сжульничать у него больше, чем у ребенка с высоким IQ.

   Недавние исследования гораздо убедительнее продемонстрировали, что ложь и социальная неприспособленность все же существенно взаимосвязаны.

  Оказалось, что дети, чьи затруднения в социально адаптации привели их к психотерапевту, лгут чаще других детей. Плохо адаптированные дети  лгут в 2,5 раза больше, чем нормальные сверстники.

  Было выявлено два вида плохой социальной адаптации – отклоняющееся поведение и склонность к агрессии, для которых ложь, также как склонность к воровству и вандализму, прогулам, пребыванию в скверных компаниях. У таких детей часто существует взаимосвязь лжи с воровством, наркоманией и участие в драках.

   Социально дезадаптированные дети, по определению являются неудачниками, они нарушают правила установленные родителями, школой и обществом, и попадаются на этих нарушениях, чтобы избежать наказания или получить нечто, чего не добыть честным путем, эти дети вынуждены прибегать ко лжи.

 У детей – лжецов и родители часто лгут. Дети, которые испытывают недостаток родительского внимания, лгут чаще (из неполных или неблагополучных семей.)

                                            Влияние сверстников.

        Согласно исследованиям у детей – лжецов и друзья обычно лгут. Эта зависимость особенно сильна среди друзей – одноклассников.

     Большинство детей, становятся, более подвержены, влиянию друзей по мере того, как они приближаются к подростковому возрасту. К счастью, в дальнейшем, это положение обычно нормализуется (к 11 классу).  В юношеском возрасте они, становятся более, устойчивы к чужому влиянию.

 Кто в детстве воровал, тот и в последствии был более склонен к воровству. Так же и те, кто обманывал в детстве, пришел в последствии к более серьезным правонарушениям (соотношение 1:3).

                                   Возрастные особенности лжи.

          Некоторые дети способны на умышленную ложь уже в 3 – 4 года.

92% пятилетних детей утверждали, что говорить неправду – всегда плохо. К 12 годам данный показатель снижается до 28%.

                               Исследования Лоренса Кольберга.

    Он ставил перед детьми моральные диллемы, в которых следование принятым моральным нормам вступало в противоречие с интересами других людей.

              Пример дилеммы: женщина тяжело больна и может умереть, однако существует лекарство…

   Кольберг рассказывал эту историю детям разного возраста и интересовался хорошим или плохим они считают поступок Хайнца. Но главный смысл беседы был не в том, чтобы узнать, что дети считают правильным,  а в том, что бы понять логику их рассуждений о добре и зле. Главный вопрос следующий: «Почему ты одобряешь (не одобряешь) поступок Хайнца»? Кольберг пришел к выводу, что становление моральных суждений у детей проходит несколько этапов:     

УРОВЕНЬ         

ВОЗРАСТ

ЧТО,  ЗНАЧИТ, ВЕСТИ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

ПОЧЕМУ НАДО ВЕСТИ

СЕБЯ ПРАВИЛЬНО

       0               

    4

Вести себя как хочется.

Чтобы получать награды и избегать наказаний.

       1

 5- 6

Делать, что велят взрослые.

Чтобы избегать неприятностей.

        2

 5   - 8

Вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне.

Чтобы не упускать своего.

        3

 8 - 12

Отвечать ожиданиям других: доставлять другим радость.

Чтобы другие хорошо обо мне думали, и сам я о себе хорошо думал.

        4

 12+

Удовлетворять общественным требованиям.

Чтобы способствовать стабильности общества, быть хорошим гражданином.

     Есть более высокий уровень – личная убежденность в правильности этических принципов. Человек в этом случае уже не следует слепо общественным установлениям. Он принимает решение о том, что правильно, на основании взаимного согласия и осознанного выбора. Этого уровня редко достигают подростки, да, впрочем, и многие взрослые.

    Осознание детьми понятия лжи, их отношение как к злу, умение безнаказанно солгать, способность выносить моральные суждения – все это изменяется по мере взросления детей.

  Критические этапы:

1 возраст 3-4 года – ребенок обретает способность пойти на обман. Именно тогда родителям следует применить воспитательные меры;

2 подростковый возраст – неискренность и подверженность влиянию друзей в этот период достигает пика, а потом снижается.

    Многое зависит от того, насколько родители считаются со стремлением подростка к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

                                    Рассуждения подростка о лжи.

    Советы родителям:

  • эффект наказания – написать 100 – 150 раз фразу: «Я никогда не буду обманывать родителей»;

       * выполнение какой – либо работы,

        *в разумной пропорции использовать нравоучения.

        Боязнь родительского гнева, несомненно, важнейшая причина детской лжи. Поэтому, если вы хотите добиться от ребенка искренности, постарайтесь, чтобы его не сковывал страх перед вашим гневом.

        Очень важно не допускать чрезмерных реакций, не доводить дело до конфликта, а попробовать вместе разобраться в проблемах ребенка и решить, и решить, что можно сделать сообща.

       Рекомендуется не брать на себя роль жандарма. Действительно, часто ли вы станете лгать, если рядом с вами живет суровый надсмотрщик, следящий за каждым вашим шагом?

     Стараться не провоцировать ложь, фразами типа: «Я не стану тебя наказывать, если ты признаешься» или «Во сколько ты пришел?», - если вы уверены в этом, что ваш ребенок задержался.
      Часто причиной лжи является желание защитить сою личную жизнь. Если родители хотят предотвратить ложь, то необходимо прямо заявить о своем праве на личную жизнь, и предоставить такое же право детям.

   Начиная с шестого класса мир ребенка подразделяется на два: на мир сверстников и мир родителей. Причем мир сверстников часто оказывает на подростка более сильное    влияние, чем мир родителей.

Доверие между родителями и детьми – очень важный фактор в отношениях между ними. Страх потери доверия может остановить ребенка, он может не солгать.

Методы воспитания  подразделены на три категории:

1.Силовоое давление (использование власти над ребенком).

2.Отношения любви, не исключающие гнева и неодобрения, но не допускающие физических наказаний.

3.Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, которые поведение ребенка имело для других людей.

(Третий тип оказался наиболее предпочтительным).

   Общепризнанно: ребенок, подвергавшийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их. Он едва ли достигнет того уровня, когда ложь отвергается, как угроза доверию или интересам других людей. Он всегда будет рассматривать ложь как средство избежать боли.

                                      Основные принципы наказаний:

*Избегайте применять физические наказания.

*Отделяйте наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.

*Чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его поступок имеет для других людей, а не просто, что он есть зло сам по себе.

         Наказание должно быть соразмерно поступку.

         Ложь и доверие связаны друг с другом многими нитями. Лгущий ребенок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребенка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у ребенка (честного) его веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам поскольку они нам не доверяют , поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас – родителей и взрослых.

        К детям нужно относиться так, чтобы дети знали, что они могут доверить взрослым правду. Доверие детей вначале достается родителям даром, по мере этого, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать.

Категория: Мои статьи | Добавил: psyholog (01.12.2012)
Просмотров: 465 | Комментарии: 2 | Теги: обман, Ложь, доверие, Желание, наказание, Кольберг, Страх, подросток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz