Сайт социального педагога

ГБОУ СОШ № 1285 г. Москвы

Спивак Людмилы Ивановны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Недисциплинированность школьников и индивидуальный подход в работе с ними

Одним из наиболее актуальных вопросов педагогики является воспитание дисциплинированности школьников.

Определить недисциплинированное поведение гораздо труднее, чем неуспеваемость ученика, т.к. для неуспеваемости имеется систематический, постоянно существующий критерий – оценка знаний – отметка, в то время как для недисциплинированности такой критерий отсутствует.

Выделены две основные группы учеников, различающихся тем, какой именно причиной вызывается их недисциплинированность.

Первая группа: 

Входят ученики, причиной недисциплинированного поведения которых являются неправильно развившиеся мотивы поведения, неправильно сформировавшиеся отношение или наличие сильных эмоциональных переживаний, аффектов, т.е. в эту группу вошли такие ученики, недисциплинированность которых связана с мотивационно – аффективной стороной их личности. В эту подгруппу входят те ученики, у которых аффект возник из-за неправильно сложившихся взаимоотношений с окружающими их людьми, в результате чего они находятся в конфликте либо с товарищами (всем классом или частью его), либо с учителями, родителями. Своим недисциплинированным поведением они в одних случаях пытаются противопоставить себя коллективу, отдельным товарищам, учителям или родителям, в других выражают протест, недовольство.

В эту же группу входят ученики, недисциплинированное поведение которых связано с неправильно сформировавшимся отношением к школе и учению, в результате чего их основной интерес оказался сосредоточенным на посторонних школе делах, а школьная жизнь и учение начали занимать второстепенное место.

          К первой группе относятся также и те ученики, которые стремятся завоевать среди товарищей авторитет, вызвать к себе уважение, привлечь к себе внимание не своими заслугами, успехами в учении, личными достоинствами, а какими – нибудь особенными выходками, бравированием, шутовством и этим нарушить дисциплину на уроке, на перемене, во время проведения различных мероприятий. К этой же группе относятся и те школьники, которые в результате направильного воспитания до школы пришли в школу своевольными, привыкшими вести себя так, как им хочется, не умеющими считаться с общественными требованиями.

Вторая группа

  Ученики, недисциплинированность которых вызывается отсутствием у них умений вести себя согласно правилам поведения,  незнанием этих правил, неумением организовать себя, овладеть своим поведением. В этой группе недисциплинированных    выделены две подгруппы учащихся.

Первую подгруппу составляют те ученики, недисциплинированность которых возникла из – за плохой организации их поведения или деятельности, в результате чего они не умеют вести себя хорошо, потому, что либо не знают правил, либо не имели в своем опыте упражнения в соответственном поведении.

  Ко второй подгруппе относятся школьники, в основе недисциплинированного поведения которых лежит двигательная расторможенность, импульсивность, двигательное беспокойство.

    В первой группе можно выделить таких учеников, недисциплинированное поведение которых вызывается аффектами и неприятными эмоциональными переживаниями. Эта подгруппа занимает среди недисциплинированных учеников очень большое место. Наличие у школьников отрицательных переживаний и аффектов является постоянным поводом для возникновения у него конфликтов с товарищами и учителями, так как обуславливает у этого ученика чрезмерную обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование и подобные явления, неизбежно ведущие к срывам поведения.

 В первую очередь следует указать на тех школьников, у которых тяжелые переживания возникают в связи с неуспехами в учении. Переживание совей плохой неуспеваемости, стремление к   положению хорошего ученика, которое им почему – либо не удается достигнуть, часто вызывает у этих школьников чувство обиды, подозрение в несправедливости учителей.

    Такие переживания легко могут привести и часто приводят к аффективным вспышкам и конфликтам с учителями и товарищами. Полученная низкая оценка или даже просто оценка ниже той, на которую школьники претендуют, легко вызывают у них срыв в поведении, выражающийся в агрессии, грубости, негативизме, в поступках, сознательно направленных на нарушении дисциплины.

    Часто плохая  и даже удовлетворительная, но недостаточно высокая успеваемость является источником   конфликтов между родителями и школьниками. Не редки случаи, когда за плохую (ил недостаточно высокую) оценку школьника наказывают, лишают удовольствия. Такое отношение родителей без учета возможностей школьника повысить успеваемость часто еще больше увеличивает переживание школьника. Ожидаемое дома наказание заставляет еще сильнее реагировать на получение плохой оценки.

    Частым поводом для возникновения эмоциональных переживаний является то, как ученик воспринимает отношение к себе учителя. В младших классах, особенно в 1 и во 2, у того или иного ребенка легко может создаться убеждение, что учительница его не любит или что она начала вдруг относиться к нему хуже, чем раньше. Такое убеждение, даже если для него нет никакого основания, вызывая у ребенка обиду, может явиться причиной того, что он начинает хуже вести себя и хуже учиться. Иногда их почему  - либо не удовлетворяет отношение учителя, они считают, что он их не уважает, не признает их способностей, оскорбляет их, несправедлив к ним.  В ответ на это они начинают выказывать свое недовольство негативизмом, то грубостью, то игнорированием замечаний учителя.

Отрицательные эмоциональные переживания возникают часто у тех школьников, у которых почему – нибудь неправильно сложились отношения с товарищами в коллективе. У некоторых школьников может возникнуть конфликт с товарищами так же и потому, что им не дается занять в коллективе то место, на которое они внутренне претендуют.

    Все эти переживания порой достигают большой силы и часто являются источником, как единичных срывов, так и недисциплинированного систематического поведения.

    Кроме того, семья также часто служит причиной возникновения этих переживаний. Такие явления, как плохие взаимоотношения  родителей между собой или родителей и детей, ведущие к ссорам, конфликтам, спорам, недовольство друг другом, ревность детей из – за неодинакового отношения родитетелей к своим детям, частые наказания и подобные явления, как правило, вызывают у школьника тяжелые эмоциональные переживания, проявляющиеся все в тех же указанных выше срывах поведения: негативизме, агрессивных поступках, грубости, непослушании.

           В отношении учеников, отнесенных в эту группу, работа учителя по предупреждению появления недисциплинированности заключается, во – первых, в том, чтобы все даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Необходимость очень быстрого реагирования учителя в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу же являются причиной появления неправильных отношений и отрицательных эмоций, которые развиваются или углубляются уже сами по себе. При этом первый повод для их возникновения может быть незначительным.

      Во – вторых, пожалуй, наиболее важной стороной работы является исправление и изменение тех сторон личности школьника, его умений, знаний, отношений, которые могут послужить поводом к возникновению конфликтов и переживаний. Иногда речь может идти о менее значительных вещах, например, о недостаточной быстроте в работе, неумении, проявляемом в играх или труде, пробелах в знаниях, препятствующей хорошей успеваемости.  Однако бывают случаи, в которых приходиться иметь дело уже с теми или иными чертами характера, качествами личности школьника. Но и в тех и других случаях предупреждением появления недисциплинированности является только та работа учителя, которая направлена на изменение школьника в данном направлении.

     Совершенно естественно, что такая работа требует от учителя постоянного внимания к каждому школьнику, учет его настроения, переживаний, хорошие знания всех его способностей.

     В младших классах учителю этого легче добиться, так как через него, в основном, строятся отношения школьника к учению и школе и складываются взаимоотношения ребенка с отдельными товарищами и классным коллективом. При активной и целенаправленной воспитательной работе учитель может даже влиять и на взаимоотношения школьника в семье, во всяком случае, с той стороны, которая касается учебной деятельности. Начиная с 5 класса, работа классного руководителя осложняется  тем, что приходиться налаживать отношения между учеником и остальными преподавателями этого класса.

     Несмотря на трудность и сложность этой работы, каждый раз, когда учитель считает ее важной и активно ее осуществляет, она приводит к хорошим результатам.

     Ученики, у которых неправильно сложившееся отношение к учителю и школе влияет на поведение и обуславливает частые нарушения дисциплины. К числу таких учеников относятся те неуспевающие или недостаточно хорошо успевающие школьники,  у которых с успеваемостью не связано особых переживаний, но которые, тем не менее, из – за неправильно сложившегося отношения к учителю проявляют недисциплинированное поведение. Главным образом это те школьники, которые по тем или иным причинам вообще недостаточно интересуются школой и учением. Среди них имеются те, которые встретились в учении с непосильными трудностями, с которыми они не смогли справиться, или те, у которых почему либо вообще не возник интерес к учению.  

   Эти ученики либо с самого начала обучения не включаются в школьную жизнь, либо, что случается чаще, постепенно перестают интересоваться учебными делами и школой вообще.

 У младших школьников это неправильное отношение к школе создается, главным образом, под влиянием семьи. Если родители считают своего сына или дочь одаренными в той или иной области, все свое внимание сосредотачивают на занятиях и успехах в этой области (музыка, рисование, танцы), не обращая должного внимания на его школьные занятия и даже принося их в жертву другим занятиям, оправдывая его недоделки и недоработки в школе, то легко может случиться, что маленький школьник так же относится к своему учению.

 Работа учителя по предупреждению появления недисциплинированности в этом случае сводится, в основном, к обеспечению формирования у школьников правильного отношения к учению в школе. В самом начале, при появлении первых симптомов изменения отношения, достаточно бывает незначительного вмешательства учителя, для того, чтобы школьник начал ответственно выполнять свои обязанности и снова начал правильно к ним относиться. Эта работа разнообразна и всегда зависит от конкретных причин, влияющих на формирование отношения к учению данного школьника. Отмечу, что если учитель активно еще с первого класса организует соответствующее воздействие, как только у школьника появляется изменения отношения к учению, у такого учителя не встречается школьников, причиной недисциплинированного поведения которых являлось бы неправильное отношение к учению в школе.

     Следующая  подгруппа - это учащиеся,  у которых причиной недисциплинированного поведения является цель  выделиться в классе, привлечь к себе внимание товарищей, завоевать авторитет среди них, любовь и уважение.

  Предупреждение появления недисциплинированности у школьников, отнесенных в эту группу, является очень важным и легко осуществимым в тех случаях, когда учитель начинает обращать внимание на эту сторону дела достаточно рано, как только появляются первые симптомы такого поведения. Иногда они возникают с самого начала обучения. Некоторые дети уже в первом классе начинают испытывать первые разочарования в своих стремлениях выделиться, получить какое – нибудь поручение от учителя или товарищей, помогали воспитателю, выделялись какими – нибудь талантами; другие привыкли быть центром внимания в семье (как младшие, а иногда и старшие, или единственные дети); некоторые дети были хорошими организаторами в играх с товарищами. Если на эти попытки ребенка в этом направлении правильно реагировать, то можно предупредить появление многих неприятных сторон поведения.

      Естественно, что реакция учителя в этих случаях сводится не только к созданию у всех школьников в классе и у данного ученика правильного отношения к данной его выходке, но в первую очередь к тому, чтобы направить стремление школьника на то, чтобы занять определенное место в коллективе в правильном направлении. Хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий – вот те стороны, на которые должны быть направлены усилия ученика. Учителю необходимо обращать большое внимание на то, чтобы каждый ученик был вовлечен  в какую – нибудь работу, чтобы не было забытых, оставленных в тени, не включенных в общую жизнь учеников

    Такая работа учителя всегда дает резкий положительный эффект не только в отношении появления недисциплинированности, но и  во многих других отношениях.

  Недисциплинированность, вызванная неготовность ученика к школе может выразиться не только в интеллектуальной или мотивационной неготовности, мешающей детям хорошо учиться, но и в неумении и не желании школьника вести себя в коллективе соответственно требованиям учителя или товарищей. Основная работа по предупреждению появления недисциплинированности в этих случаях, должна проводиться в самом начале обучения. Главной задачей учителя в таких случаях является предупреждение появления конфликтов из-за нарушения дисциплины маленькими школьниками. Используя имеющиеся положительное отношение к школе и учению, опираясь на тот авторитет, который имеет в их глазах учитель, маленьких школьников легко постепенно приучить к выполнению правил поведения.

Во вторую группу относятся школьники, недисциплированное поведение которых появилось либо в результате того, что они эти правила не усвоили, либо потому, что в данном коллективе, отсутствуют необходимые для порядка жесткие нормы поведения. Эти школьники не совершают поступков, сознательно направленных  на нарушение дисциплины. Недисциплинированное поведение у всех школьников, отнесенных в эту группу, появилось как явление от скуки, в плохо организованной и недостаточно регламентированной деятельности. Прежде всего, следует указать на те случаи, когда тот или иной школьник по каким – либо причинам не принимает участие в общей работе всех учеников на уроке. К такому положению приводит и плохая организация учителем всей работы на уроке. Таким образом, неправильная организация жизни и деятельности школьников, обуславливая неорганизованное поведение тех или иных учеников, может стать причиной их недисциплинированного поведения.

    Основная работа учителя в этом, как и в других случаях, заключается в предупреждении появления недисциплинированного поведения. Во многих случаях не составляет особых затруднений исключить из жизни школы все те явления, которые могут послужить поводом для возникновения недисциплинированного поведения и организовать школьную жизнь таким образом, чтобы у школьников выработались прочные привычки дисциплинированного поведения.

Категория: Мои статьи | Добавил: psyholog (01.12.2012)
Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz